Исследование: фастфуд в рационе отца меняет фигуру будущего ребенка
Полученные данные заставляют пересмотреть рекомендации по питанию для пар, планирующих детей.

Ультра-обработанные продукты — чипсы, газировка, колбасы и печенье — уже связывали с раком, нейродегенеративными болезнями и другими хроническими недугами. Но они вредят не только тем, кто их ест. Исследование бразильских ученых показывает: питание отца задолго до зачатия может отразиться на телосложении будущего ребенка. Открытие дает еще один аргумент в пользу того, что здоровье малыша зависит не только от состояния матери во время беременности. Статья опубликована в журнале Nutrition Research.
Как ультра-обработанная пища влияет на здоровье младенцаЭпидемиолог-нутрициолог Даниэла Сарторелли из Университета Сан-Паулу и ее коллеги изучили 43 полных семьи, в которых ожидали появление ребенка. Во время беременности женщинам задавали вопросы о том, чем они питаются на протяжении суток. Затем этот же вопрос задали их партнерам. Специалисты подсчитали долю калорий, которую каждый родитель получал из продуктов с высокой степенью переработки. После родов ученые провели измерение младенцев. Фиксировали вес, длину, толщину кожных складок и другие показатели состава тела.
Выяснилось, что чем больше ультра-обработанной пищи потреблял отец, тем выше были вес ребенка при рождении, индекс массы тела и толщина жировых складок на бедрах и в области таза. При этом общий процент жира в теле не увеличивался — лишние отложения скапливались локально. Хотя исследование выявило лишь корреляцию, а не причинно-следственную связь, авторы подчеркивают: в среднем «вредная еда» давала отцам 30% всей энергии. Главными ее источниками были обработанное мясо, сахаросодержащие напитки и кондитерские изделия.
Чем объясняется этот эффектКак диета отца может влиять на фигуру малыша? Ученые предполагают, что все дело в эпигенетическом механизме, который изменяет работу генов, передающихся через сперматозоиды, но не затрагивая саму ДНК. Неправильное питание провоцирует в организме хроническое воспаление и повышенную выработку активных форм кислорода, что снижает качество спермы. Особенно чувствителен к этому ген IGF-II, отвечающий за синтез белка, регулирующего рост плода.
«Ранее исследования показали, что рацион отца способен вносить химические изменения в этот ген в сперме, — поясняет соавтор работы, диетолог Мариана Карвальо. — Меню, богатое ультра-обработанными продуктами, создает провоспалительную среду, которая меняет экспрессию генов, унаследованных ребенком».
Питание отца в течение жизни влияет на поведение и внешность будущих детей
Исследование сравнило генетический вклад отца и матери в лишний вес ребенка
По прогнозам, к 2050 году треть детей в мире будет страдать ожирением
Подписывайтесь и читайте «Науку» в MAX













