Кофе помогает увеличить мышечную массу и сжигать калории — физиологи

Исследование показало, что регулярное употребление кофе улучшает метаболический профиль человека.

Кофе помогает увеличить мышечную массу и сжигать калории — физиологи

Кофе давно считается одним из самых популярных напитков на планете, а исследования регулярно связывают его с пониженным риском различных заболеваний, например, сахарного диабета второго типа. Однако глубинные биологические механизмы этого эффекта до сих пор оставались неясными. Новое исследование ученых из Университета Оулу (Финляндия) показало, что регулярное употребление кофе связано не только с улучшением метаболических маркеров и более здоровым составом тела, но и с заметными сдвигами в балансе половых гормонов. Исследование вышло в European Journal of Nutrition.

Авторы проанализировали данные 2264 участников финского когортного исследования Northern Finland Birth Cohort 1966. Все добровольцы находились в возрасте 46 лет. Авторы детально изучили циркулирующие в крови метаболиты, маркеры кардиометаболического риска и концентрацию стероидных гормонов, сопоставив эти показатели с ежедневными привычками относительно употребления кофе.

Меньше висцерального жира и больше мышц

Анализ выявил любопытную закономерность: даже при одинаковом индексе массы тела (ИМТ) у людей, которые больше пили кофе, наблюдалось меньшее количество общего и висцерального жира, а также больший объем скелетных мышц по сравнению с теми, кто пил кофе редко или не пил вовсе.

Кроме того, у любителей кофе обоих полов был зафиксирован значительно более низкий уровень аминокислот с разветвленной цепью (BCAA). Хронически повышенная концентрация этих молекул в плазме крови традиционно считается надежным биомаркером инсулинорезистентности и повышенного риска развития диабета.

Гормональные различия у мужчин и женщин

Наиболее выраженные специфические изменения исследователи зафиксировали у мужчин. Высокое потребление кофе ассоциировалось у них с более стабильным глюкозо-инсулиновым профилем, а также с повышенными концентрациями общего и биодоступного тестостерона и глобулина, связывающего половые гормоны (ГСПГ). При этом свободный тестостерон и индекс свободных андрогенов были умеренно снижены. У женщин гормональные сдвиги оказались небольшими и в основном выражались в росте уровня ГСПГ и снижении свободных андрогенов.

«Кофе ежедневно пьют миллионы людей, но мы до сих пор мало знаем о том, как он взаимодействует с эндокринной системой. Нас удивило наличие четкого гормонального следа, который сохранялся даже после поправки на ИМТ и образ жизни», — отметил ведущий автор работы Лука Верруст.

Перспективы исследований

Полученные результаты особенно показательны для Финляндии — мирового лидера по потреблению кофе, где на одного жителя приходится около 11,8 килограмма зерен в год.

Авторы подчеркивают, что обнаруженные гормональные механизмы могут частично объяснять защитные свойства напитка для метаболизма.

Поскольку исследование было наблюдательным, оно фиксирует ассоциации, а не прямые причинно-следственные связи. Сейчас ученые проверяют свои выводы на животных, чтобы выделить конкретные биологически активные соединения кофе.

Сколько кофе пить для сохранения психического здоровья — ответили ученые

Названо безопасное для сердца количество кофе в день

Кофе оказался полезным для печени

Выяснилось, что кофе вкуснее всего по средам — и причина неожиданная

Подписывайтесь и читайте «Науку» в MAX