Отказ от мяса и молока на пару недель перестраивает химию организма — исследование

Регулярное соблюдение постов у православных греков позволило ученым впервые проследить в реальных условиях, как именно отказ от животной пищи влияет на активность генов, связанных с ожирением.

Отказ от мяса и молока на пару недель перестраивает химию организма — исследование

Хорошо известно, что растительная диета может благотворно влиять на здоровье. Исследование группы ученых под руководством биостатистика Александроса Симистираса из Биомедицинского научно-исследовательского центра «Александр Флеминг» (Афины, Греция) дает новые аргументы в пользу этого. Ученые наблюдали за православными христианами из греческого региона Салоники, которые в общей сложности от 180 до 200 дней в году придерживаются строгого поста, отказываясь от мяса, рыбы, молочных продуктов и яиц. Оказалось, что отказ от мяса меняется уровень экспрессии генов и, возможно, обеспечивает организму защиту от ожирения. Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Как проводилось исследование

В исследовании приняли участие 200 правосланых христиан, соблюдавших четыре многодневных поста — Рождественский (40 дней), Великий (48 дней), Петров (8 — 42 дня) и Успенский (15 дней), а также постные дни в течение недели (каждая среда и пятница). Поскольку участники полностью отказываются от животных продуктов с регулярной периродичностью, их пищевое поведение может быть сопоставлено с соблюдением диеты. В качестве контрольной группы были выбраны 211 местных жителей, которые не придерживались пищевых ограничений.

С точки зрения физиологии регулярный пост означает снижение жиров и заметное уменьшение доли белка в рационе. Однако общий калораж практически не изменяется. Однако на молекулярном уровне происходит ряд важных сдвигов. Анализ образцов крови и тканей испытуемых показал, что отказ от животной пищи приводит к росту уровня гормона FGF21, отвечающего за регуляцию обмена веществ. При этом у некоторых участников были замечены следы «побурения» жировой ткани — процесса, при котором белые жировые клетки, запасающие энергию, начинают вести себя как бурые, активно сжигающие калории для выработки тепла.

«Хотя к этим выводам следует относиться с осторожностью, вполне вероятно, что вызванный диетой уровень FGF21 может влиять на процесс побурения жировой ткани у людей», — отмечают авторы работы.

Как организм компенсирует нехватку холестерина

Другой важный механизм был обнаружен в работе гена, регулирующего белок LBR, который необходим для синтеза холестерина. Всего через несколько недель отказа от мяса его активность значительно повышалась, причем только у носителей определенной генетической вариации. Ученые полагают, что это компенсаторная реакция организма на резкое сокращение поступающего с пищей холестерина. Любопытно, что этот же вариант гена оказался связан с ожирением. Исследователи предполагают, что носители данной мутации могут быть немного лучше защищены от набора лишнего веса благодаря специфической активации белка LBR во время соблюдения поста.

«Это открытие может помочь нам понять, почему люди, придерживающиеся подобных диет, имеют неодинаковый риск развития ожирения, и дает более широкое представление о механизмах, формирующих эти различия», — поясняют ученые. 

Человечеству придется меньше есть, чтобы сохранить планету: исследование

Роль красного мяса в жизни человека переоценена: ученые

Создан искусственный стейк, который жарится почти как настоящий

Подписывайтесь и читайте «Науку» в MAX